"Занимательная сенсорика"


Задачи:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развивать речевой слух.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить предметы по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Программа занятий
-
- Календарно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе
Первый год обучения с декабря 2022 по май 2023г
Дата |
№ |
Тема |
Цель |
Оборудование |
ДЕКАБРЬ |
1 |
«Игры с пирамидками» |
Учить детей чередовать предметы по величине. |
Пирамидка из 4х колец, двухместная матрешка. |
2 |
«Нарядим солнышко» |
Развивать сенсорное восприятие, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами. |
Изображение солнца с «открытыми глазами», лучики по цвету, бантики. |
|
3 |
«Красный, желтый, синий» |
Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. |
Изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). |
|
4 |
«Укрась елочку» |
Способствовать освоению геометрической фигуры – круг. Закреплять способность узнавать цвета (красный, желтый, синий) |
Плоскостные елочки, кружки 3х цветов. |
|
ЯНВАРЬ |
5 |
«Волшебные часы» |
Развитие умения узнавать и называть цвета. |
Фланелеграф, круг с изображением 2х основных цветов с двигающейся стрелкой по центру (как часы), карточки основных цветов. |
6 |
«Большой, маленький» |
Учить определять величину предметов. |
Набор однородных игрушек разного размера. |
|
7 |
«У куклы Кати в гостях» |
Продолжать учить детей различать геометрическую фигуру (круг), предметы круглой формы. |
Круглые предметы (колесо, мяч, часы ). Разрезные картинки с круглыми предметами, поделенные пополам. |
|
ФЕВРАЛЬ |
8 |
«Новогодние гирлянды» |
Учить чередовать предметы круглой формы по цвету. Закрепление формы- круг. Развитие мелкой моторики рук. |
Крупные бусины 2х цветов, шнурки прикрепленные к столу на каждого ребенка. |
9 |
«Загадочные пуговки» |
Закрепление формы- круг. Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики рук. |
Полотно разделенное на 4 сектора разного цвета, пуговки, соответствующие цветам сектора. |
|
10 |
«Чудесный мешочек» |
Формировать умение узнавать игрушки разной формы на ощупь. |
Мешочек с игрушками разной формы. |
|
11 |
«Разноцветные флажки» |
Закрепление цветов – желтый, красный, синий. Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. |
Разноцветные стаканы – желтый, синий, красный. И флажки этих цветов. |
|
МАРТ |
12 |
«Разложи продукты по тарелочкам» |
Закрепление цветов – желтый, красный, синий, зеленый. Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. |
Раздаточный материал – лимоны, помидоры, огурцы, сливы. Тарелочки желтого, красного, синего, зеленого цвета. |
13 |
«Мамы и их детеныши» |
Учить определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру. |
Резиновые игрушки разных размеров (мамы и дети). |
|
14 |
«Красивые бусы для мамы» |
Учить чередовать предметы по форме. Закрепление формы- круг, квадрат. Развитие мелкой моторики рук. |
4 круглых и 4 квадратных бусин на каждого ребенка, шнурки прикрепленные к столу на каждого ребенка. |
|
15 |
«Цветы и вазы» |
Продолжать учить группировать предметы по цвету. |
Вазы 4х цветов и наборы цветов желтого, синего, зеленого и красного цвета. |
|
АПРЕЛЬ |
16 |
«Строим башню» |
Продолжать ознакомление способам соотнесение предметов по величине (наложение, приложение). Учить чередовать предметы по величине. |
Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. кубики трех разных размеров. |
17 |
«Спрячь мышку?» |
Учить находить предметы по форме -круг, квадрат |
Картонные домики с изображением круглых и квадратных окошек с мышатами в них. Круги и квадраты тех же размеров что и окошки. |
|
18 |
«Ленточки для кукол» |
Учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различая цвета. |
Коробка с лентами разной длины и цвета, большие и маленькие куклы. |
|
19 |
«Разложим пуговки» |
Развивать умение группировать предметы по величине. |
2 коробочки – большая и маленькая, пуговицы большие и маленькие. |
|
МАЙ |
20 |
«Привяжем веревочки к шарикам» |
Продолжать учить группировать предметы по цветам. |
Круги красного, синего, зеленого, желтого цвета, палочки таких же цветов. |
21 |
«Спрячемся от дождика» |
Развивать умение детей группировать предметы по цвету. |
Геометрические фигуры разных цветов, изображения зонтиков желтого, красного, синего и зеленого цвета. |
|
22 |
«Матрешки» |
Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, ориентироваться на слова: «большая», «маленькая», «меньше», «больше», «еще меньше-больше», «открой», «закрой», «поставь в ряд», покажи самую маленькую-большую». Учить совмещать узор, закрывая матрешки. |
4-х местная матрешка. |
|
23 |
«Найди цветок для бабочки» |
Развивать умения детей различать цвета по принципу “такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий). |
Цветы и бабочки из картона разных цветов. |
-
- Календарно-тематическое планирование во 2-ой младшей группе
Второй год обучения с сентября 2023 по май 2024г
Дата |
№ |
Тема |
Цель |
Оборудование |
СЕНТЯБРЬ |
3-4 неделя сентября |
Диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов посредством дидактического материала на начало года. |
|
ОКТЯБРЬ |
1 |
«Игры с пирамидками» |
Учить детей чередовать предметы по величине. |
Пирамидка из 5ти колец, 4-х местная матрешка. |
2 |
«Найди заплатку» |
Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры с соответствующим узором. |
Плоскостные картонные «Платки» с разными узорами и разной формы отверстиями в центре. «заплатки» для этих платков. |
|
3 |
«Три медведя» |
Закреплять умение соотносить предметы по величине» |
З медведя разных размеров, три кровати, три стула, три чашки, три ложки разных размеров. |
|
4 |
«Подбери чашки к блюдцам» |
Продолжать учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать внимание |
Картонные чашки и блюдца разных цветов (белый, черный, желтый, красный, зеленый, синий). |
|
НОЯБРЬ |
5 |
«Хвост у петуха» |
Закреплять знание цветов, учить находить полоски заданного цвета и выкладывать их в определенном порядке. |
Картонный петушок без хвоста, полоски разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). |
6 |
«Разрезные картинки» |
Продолжать учить детей собирать целое из частей |
Разрезные картинки из 3х частей. |
|
7 |
«Зоопарк» |
Продолжать соотносить предметы по величине. |
Жираф, слон, волк, заяц. Заборы той же высоты, что и звери. |
|
8 |
«Окрасим воду» |
Закреплять основные цвета, учить окрашивать воду с помощью гуаши. Закреплять понятия «бесцветный», «цветной». |
Краски 6ти цветов спектра. Прозрачные пластиковые баночки, кисти. |
|
ДЕКАБРЬ |
9 |
«Предметы в нашей группе» |
Учить находить в окружающем пространстве предметы заданной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные) |
Баночки со схемами-обозначениями форм, фишки. |
10 |
«Забавные прищепки» |
Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету. |
Прозрачная емкость по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок. |
|
11 |
«Закрой окошки» |
Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно. |
4ре разных домика с вырезанными в них геометрическими фигурами-окошками. Геометрические фигуры. |
|
12 |
Игра-соревнование «Кто быстрее свернет ленту» |
Закреплять знания детей о величине предметов. Активизировать в речи слова «длиннее», «короче», «длинная», «короткая», «такая же по длине». |
Ленты одинакового и разного размера. |
|
ЯНВАРЬ |
13 |
«Елочки и звездочки» |
Развивать умение соотносить предметы по величине. |
Елочки разных размеров и звездочки на макушку разных размеров. |
14 |
«Подарки для зверят» |
Учить соотносить предметы одновременно по цвету и размеру. |
Фигурки зверят в кофточках разных цветов, зверята отличаются по размеру. Подарки большие и маленькие разных цветов. |
|
15 |
Лото «Цвет и форма» |
Учить находить предмет такой же по цвету и форме одновременно. |
Игра «Лото – Цвет и форма». |
|
ФЕВРАЛЬ |
16 |
«Кислое, соленое, сладкое» |
Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов. |
Фрукты, овощи. |
17 |
«Магазин фруктов» |
Закреплять знания детей о вкусовых качествах фруктов, учить группировать фрукты по вкусовым качествам. |
3 корзинки, муляжи фруктов. |
|
18 |
«Гномики и шапки» |
Продолжать учить соотносить предметы по цвету в пределах 7ми цветов (основные +голубой, розовый) |
Бумажные гномы в разных по цвету костюмах, шапочки от этих костюмов разного цвета. |
|
19 |
«Разрезные картинки» |
Продолжать учить детей собирать целое из частей |
Разрезные картинки из 4х частей. |
|
МАРТ |
20 |
«Найди такой же» |
Закрепление и развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев. |
Парные мешочки, в которых разные крупы, фасоль, пуговицы. |
21 |
«Что изменилось?» |
Развивать наблюдательность, память, внимание, активизировать в речи названия форм, цветов. |
Фигуры разного цвета и формы. |
|
22 |
«Радуга» |
Продолжать знакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет. |
Дидактический игровой материал «Радуга» |
|
23 |
«Найди такой же кружок» |
Развивать способность к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий. |
Кружочки из разных материалов. |
|
АПРЕЛЬ |
24 |
«Найди пару варежке» |
Продолжать знакомить с сенсорным эталоном – форма, развивать внимание. |
Парные варежки с геометрическими фигурами (разные по цвету, форме) – 2 фигуры на каждой варежке. |
25 |
«Чем похожи, чем отличаются» |
Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине, цвету |
Карточки с изображением разных по цвету, форме, величине предметов. |
|
26 |
«Найди по описанию» |
Развивать наблюдательность, память, внимание. |
Игрушки разной формы, цвета, материала. |
|
27 |
Открытое занятие НОД «Чудесный мешочек» |
Учить определять на ощупь предмет, описать его словами. |
Небольшие массажные мячики, резиновые мячики, детали конструктора и др. |
|
МАЙ |
28 |
«Пирамидка и быстрота» |
Продолжать учить правильно собирать и разбирать пирамидки на скорость. |
Пирамидка из 5-6 колец. |
29 |
«Достроим домики» |
Развитие и совершенствование глазомера детей. Закрепление цветов, форм. |
Геометрические фигуры - части из которых можно построить домики разного размера. |
|
3-4 неделя мая |
диагностика |
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов посредством дидактического материала на конец года. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника