"Занимательная сенсорика"

Педагогический работник Зуева Яна Евгеньевна.
Педагогический работник
Зуева Яна Евгеньевна

Задачи:

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
  • Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
  • Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развивать речевой слух.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить предметы  по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
Дать представления о чередовании предметов по форме

Программа занятий

    1. Календарно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе 

Первый год обучения с декабря 2022 по май 2023г

Дата

Тема

Цель

Оборудование

ДЕКАБРЬ

1

«Игры с пирамидками»

Учить детей чередовать предметы по величине.

Пирамидка из 4х колец, двухместная матрешка.

2

«Нарядим солнышко»

Развивать сенсорное восприятие, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами.

Изображение солнца с «открытыми глазами», лучики по цвету, бантики.

3

«Красный, желтый, синий»

Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов).

4

«Укрась елочку»

Способствовать освоению геометрической фигуры – круг. Закреплять способность узнавать цвета (красный, желтый, синий)

Плоскостные елочки, кружки 3х цветов.

ЯНВАРЬ

5

«Волшебные часы»

Развитие умения узнавать и называть цвета.

Фланелеграф, круг с изображением 2х основных цветов с двигающейся стрелкой по центру (как часы), карточки основных цветов.

6

«Большой, маленький»

Учить определять величину предметов.

Набор однородных игрушек разного размера.

7

«У куклы Кати в гостях»

Продолжать учить детей различать геометрическую фигуру (круг), предметы круглой формы.

Круглые предметы (колесо, мяч, часы ). Разрезные картинки с круглыми предметами, поделенные пополам.

ФЕВРАЛЬ

8

«Новогодние гирлянды»

Учить чередовать предметы круглой формы по цвету. Закрепление формы- круг. Развитие мелкой моторики рук.

Крупные бусины 2х цветов, шнурки  прикрепленные к столу на каждого ребенка.

9

«Загадочные пуговки»

Закрепление формы- круг. Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики рук.

Полотно разделенное на 4 сектора разного цвета, пуговки, соответствующие цветам сектора.

10

«Чудесный мешочек»

Формировать умение узнавать игрушки разной формы на ощупь.

Мешочек с игрушками разной формы.

11

«Разноцветные флажки»

Закрепление цветов – желтый, красный, синий. Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Разноцветные стаканы – желтый, синий, красный. И флажки этих цветов.

МАРТ

12

«Разложи продукты по тарелочкам»

Закрепление цветов – желтый, красный, синий, зеленый. Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Раздаточный материал – лимоны, помидоры, огурцы, сливы. Тарелочки желтого, красного, синего, зеленого цвета. 

13

«Мамы и их детеныши»

Учить определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру.

Резиновые игрушки разных размеров (мамы и дети).

14

«Красивые бусы для мамы»

Учить чередовать предметы по форме. Закрепление формы- круг, квадрат. Развитие мелкой моторики рук.

4 круглых и 4 квадратных бусин на каждого ребенка, шнурки  прикрепленные к столу на каждого ребенка.

15

«Цветы и вазы»

Продолжать учить группировать предметы по цвету.

Вазы 4х цветов и наборы цветов желтого, синего, зеленого и красного цвета.

АПРЕЛЬ

16

«Строим башню»

Продолжать ознакомление способам соотнесение предметов по величине (наложение, приложение). Учить чередовать предметы по величине.

Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. кубики трех разных размеров.

17

«Спрячь мышку?»

Учить находить предметы по форме -круг, квадрат

Картонные домики с изображением круглых и квадратных окошек с мышатами в них. Круги и квадраты тех же размеров что и окошки.

18

«Ленточки для кукол»

Учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различая цвета.

Коробка с лентами разной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

19

«Разложим пуговки»

Развивать умение группировать предметы по величине.

2 коробочки – большая и маленькая, пуговицы большие и маленькие.

МАЙ

20

«Привяжем веревочки к шарикам»

Продолжать учить группировать предметы по цветам.

Круги красного, синего, зеленого, желтого цвета, палочки таких же цветов.

21

«Спрячемся от дождика»

Развивать умение детей группировать предметы по цвету.

Геометрические фигуры разных цветов, изображения зонтиков желтого, красного, синего и зеленого цвета.

22

«Матрешки»

Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, ориентироваться на слова: «большая», «маленькая», «меньше», «больше», «еще меньше-больше», «открой», «закрой», «поставь в ряд», покажи самую маленькую-большую». Учить совмещать узор, закрывая матрешки.

4-х местная матрешка.

23

«Найди цветок для бабочки»

Развивать умения детей различать цвета по принципу “такой же – не такой», называть их (красный, желтый, зеленый, синий).

Цветы и бабочки из картона разных цветов.

    1. Календарно-тематическое планирование во 2-ой младшей группе

Второй год обучения с сентября 2023 по май 2024г

Дата

Тема

Цель

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

3-4 неделя

сентября

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов посредством дидактического материала на начало года.

ОКТЯБРЬ

1

«Игры с пирамидками»

Учить детей чередовать предметы по величине.

Пирамидка из 5ти колец, 4-х местная  матрешка.

2

«Найди заплатку»

Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры с соответствующим узором.

Плоскостные картонные «Платки» с разными узорами и разной формы отверстиями в центре. «заплатки» для этих платков.

3

«Три медведя»

Закреплять умение соотносить предметы по величине»

З медведя разных размеров, три кровати, три стула, три чашки, три ложки разных размеров.

4

«Подбери чашки к блюдцам»

Продолжать учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать внимание

Картонные чашки и блюдца разных цветов (белый, черный, желтый, красный, зеленый, синий).

НОЯБРЬ

5

«Хвост у петуха»

Закреплять знание цветов, учить находить полоски заданного цвета и выкладывать их в определенном порядке.

Картонный петушок без хвоста, полоски разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).

6

«Разрезные картинки»

Продолжать учить детей собирать целое из частей

Разрезные картинки из 3х частей.

7

«Зоопарк»

Продолжать соотносить предметы по величине.

Жираф, слон, волк, заяц. Заборы  той же высоты, что и звери.

8

«Окрасим воду»

Закреплять основные цвета, учить окрашивать воду с помощью гуаши. Закреплять понятия «бесцветный», «цветной».

Краски 6ти цветов спектра. Прозрачные пластиковые баночки, кисти.

ДЕКАБРЬ

9

«Предметы в нашей группе»

Учить находить в окружающем пространстве предметы заданной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные, овальные)

Баночки со схемами-обозначениями форм, фишки.

10

«Забавные прищепки»

Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету. 

Прозрачная емкость по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

11

«Закрой окошки»

Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

4ре разных домика с вырезанными в них геометрическими фигурами-окошками. Геометрические фигуры.

12

Игра-соревнование «Кто быстрее свернет ленту»

Закреплять знания детей о величине предметов. Активизировать в речи слова «длиннее», «короче», «длинная», «короткая», «такая же по длине».

Ленты одинакового и разного размера.

ЯНВАРЬ

13

«Елочки и звездочки»

Развивать умение соотносить предметы по величине.

Елочки разных размеров и звездочки на макушку разных размеров.

14

«Подарки для зверят»

Учить соотносить предметы одновременно по цвету и размеру.

Фигурки зверят в кофточках разных цветов, зверята отличаются по размеру. Подарки большие и маленькие разных цветов.

15

Лото «Цвет и форма»

Учить находить предмет такой же по цвету и форме одновременно.

Игра «Лото – Цвет и форма».

ФЕВРАЛЬ

16

«Кислое, соленое, сладкое»

Ознакомление детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Фрукты, овощи.

17

«Магазин фруктов»

Закреплять знания детей о вкусовых качествах фруктов, учить группировать фрукты по вкусовым качествам.

3 корзинки, муляжи фруктов.

18

«Гномики и шапки»

Продолжать учить соотносить предметы по цвету в пределах 7ми цветов (основные +голубой, розовый)

Бумажные гномы в разных по цвету костюмах, шапочки от этих костюмов разного цвета.

19

«Разрезные картинки»

Продолжать учить детей собирать целое из частей

Разрезные картинки из 4х частей.

МАРТ

20

«Найди такой же»

Закрепление и развитие мелкой моторики, повышение чувствительности пальцев.

Парные мешочки, в которых разные крупы, фасоль, пуговицы.

21

«Что изменилось?»

Развивать наблюдательность, память, внимание, активизировать в речи названия форм, цветов.

Фигуры разного цвета и формы.

22

«Радуга»

Продолжать знакомить детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Дидактический игровой материал «Радуга»

23

«Найди такой же кружок»

Развивать способность к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий.

Кружочки из разных материалов. 

АПРЕЛЬ

24

«Найди пару варежке»

Продолжать знакомить с сенсорным эталоном – форма, развивать внимание.

Парные варежки с геометрическими фигурами (разные по цвету, форме) – 2 фигуры на каждой варежке.

25

«Чем похожи, чем отличаются»

Развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине, цвету

Карточки с изображением разных по цвету, форме, величине предметов.

26

«Найди по описанию»

Развивать наблюдательность, память, внимание.

Игрушки разной формы, цвета, материала.

27

Открытое занятие НОД «Чудесный мешочек»

Учить определять на ощупь предмет, описать его словами.

Небольшие массажные мячики, резиновые мячики, детали конструктора и др.

МАЙ

28

«Пирамидка и быстрота»

Продолжать учить правильно собирать и разбирать пирамидки на скорость.

Пирамидка из 5-6 колец.

29

«Достроим домики»

Развитие и совершенствование глазомера детей. Закрепление цветов, форм.

Геометрические фигуры  - части из которых можно построить домики разного размера. 

3-4 неделя мая

диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов посредством дидактического материала на конец года.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie